|
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ |
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ | СТАНДАРТ | ||||
Отчет учителя ФГОС
Отчет ( промежуточный ) учителя 1-а класса МОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа» Цивилевой Людмилы Александровны о ходе эксперимента по введению ФГОС НОО.
Уважаемые коллеги, хочу поделиться своим опытом внедрения Ф.Г.О.С. нового поколения. С 1 сентября 2011 года в первых классах всех школ России начнет действовать этот стандарт.
Это новое испытание, которое выбрала для нас современность. Если время предъявляет нам новые требования, то значит и работать нужно по новому. С любыми трудностями справиться можно, было бы желание. Нельзя же стоять на месте!
Хочу напомнить что еще в 1996 году академик Алек. Алек. Леонтьев провозгласил на тот момент очень смелую идею сделать развивающее образование доступным в массовой школе.. Теперь наше государство сделало следующий очень важный шаг, оно провозгласило развивающее образование целью всей российской школы.
Ярко и полно внедрив этот стандарт в нашей школе, каков же будет результат? Иными словами, на выходе из стен школы , какую модель ученика мы представляем.
Как выглядит новый стандарт?
Прежде всего он содержит в себе совокупность трех требований. ( три т)
1. Требования к результатам освоения образовательных программ;
2. Требования к структуре образовательных программ;
3. Требования к условиям реализации образовательных программ;
Мы вошли в эксперимент по внедрению Ф.Г.О.С. когда уже начали обучение в первом классе и пришлось перестраиваться на ходу. Начали эту работу с изучения документов, посещения курсов. Где не дают односложного ответа на вопрос, а по какому УМК лучше работать. Я веду второй выпуск по образовательной программе « Школа2100». Готова ли эта программа на данный пока момент к внедрению новых стандартов, я думаю да! И вот почему!
1.Что придется менять в своей работе учителям с внедрением нового Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения?
2.С заменой единого образования в СССР вариативным образованием в России возникла проблема сохранения единого образовательного пространства страны. Эту задачу должен был решить стандарт первого поколения. Однако создать документ, удовлетворяющий всех его пользователей – общественность, родителей, педагогов, учащихся, - не удалось.
Для решения этой задачи потребовалось пересмотреть роль стандартов, уйти от идеи перечисления в нем всех единиц информации в сторону идеи определения целевых ориентиров образования, описания его результатов и условий их осуществления. Эту роль, по-видимому, сыграет разрабатываемый в настоящее время стандарт второго поколения.
Традиционный взгляд на школу состоит в том, что она должна давать прочные знания. Но в современных условиях, когда количество новой информации постоянно возрастает, такой подход становится ограниченным. Поэтому уже стандарт первого поколения нацелил не только на передачу знаний, но и на развитие личности ученика. Стандарт второго поколения впрямую говорит о смене образовательной парадигмы и о новом образовательном результате – развитии личности. Знание становится средством, а не целью.
3.При решении любой проблемы человек пытается ответить себе на ряд вопросов. Какие же Вы ставите перед собой вопросы, если хотите чего-то добиться?
4. Что хочет рассказать нам данная карикатура? А не напоминает ли она картинку из школьной жизни?
Можно ли старыми способами «вложить» в голову ребенка все возрастающее количество информации?
5. Каков же будет портрет выпускника согласно новому ФГОС иными словами, коков же будет результат? Это
Патриот, носитель ценностей гражданского общества.
• Способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.
• Уважающий ценности иных культур, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении.
• Креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни.
• Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для совместного достижения результата.
6. Новый стандарт нацелен не только на предметные результаты (знания, умения, опыт творческой деятельности и др.), но и провозглашает важность метапредметных результатов (способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях), а также личностных результатов (системы ценностных ориентаций, интересов, мотивации и т. п., попыток построения .). Иными словами развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД).
Овладение учащимися УУД выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.
В широком значении термин «УУД» означает умение учиться. В более узком значении УУД можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Овладение учащимися УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счёте ведёт к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, самостоятельно организовывать процесс усвоения.
7.В составе основных видов УУД можно выделить четыре блока:
· Личностный
(жизненное, профессиональное самоопределение, знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с нравственными принципами, ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, определять своё место в обществе)
· 8.Регулятивный
(умение организовать свою учебную деятельность: поставить задачу, наметить пути её решения, соотносить, что известно и что предстоит узнать, планировать последовательность выполнения действий, прогнозировать результат, сравнивать его с заданным эталоном, увидеть отличия от эталона, умение корректировать работу, вырабатывать волевую сферу, умение преодолеть препятствие)
· 9.Познавательный
(формулирование познавательной цели, поиск нужной информации, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме, выбирать наиболее эффективные способы решения, в зависимости от конкретных условий, умение подробно и сжато передавать содержание текста, анализировать объекты, выделяя существенные и несущественные признаки, устанавливать причинно – следственные связи, выдвигать гипотезы и обосновывать их)
· 10.Коммуникативный
(учитывать позицию других людей, партнёров по общению; вступать в диалог; планировать сотрудничество и определять его цели; разрешение конфликтных ситуаций, поиск и решение альтернативных способов выхода из конфликта; владеть монологической и диалогической речью)
11. Сравнение подходов к выделению метапредметных результатов в рамках разработки материалов нового стандарта и в Образовательной системе «Школа 2100»
показывает, что несмотря на различные используемые термины наблюдается принципиальное сходство подходов.
12. В Образовательной системе «Школа 2100» реализуется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет учащимся самостоятельно открывать знания. Технология продуктивного чтения. Такие приемы работы с текстом, как диалог с автором и комментированное чтение позволяют прочитать скрытый авторский смысл. Ученики на каждом уроке встречаются с различными видами информации, которые помогают им проникнуть в ту или иную науку, сферу окружающего мира. Прежде необходимо вычитать, найти важное, раскодировать и добиться точности понимания текста.
Третья технология оценки учебных достижений учащихся создает комфортные условия на уроках, так как включает каждого ученика в процесс оценки собственной деятельности (самооценка).
Данная технология помогает ребятам анализировать результат своей работы, оценивать, что получается хорошо, что требует особого внимания.
13.В данной системе найдем вот какой рецепт. Если мы возьмем используемую на всех предметах технологию проблемного диалога, то она напрямую соответствует формированию регулятивных у.у.д. Эта технология учит решать проблемы. И если откроем наш учебник, к каждому уроку есть проблемная ситуация к которой дети пытаются сформулировать цель урока, после этого сверяют с авторским вариантом, далее выполняют вопросы для вспоминания, актуализации прежних знаний, т. е. иными словами метод. Аппарат учебника нацеливает и учителя и ученика на организационные или регулятивные метапредметные результаты, которые заложены в стандартах. Главное отличие проблемного диалога – участие детей в открытии знаний и соответствие структуры урока алгоритму решения проблем в жизни.
14. Технология продуктивного чтения. Такие приемы работы с текстом, как диалог с автором и комментированное чтение позволяют прочитать скрытый авторский смысл. Ученики на каждом уроке встречаются с различными видами информации, которые помогают им проникнуть в ту или иную науку, сферу окружающего мира. Прежде необходимо вычитать, найти важное, раскодировать и добиться точности понимания текста. Читая текст в рамках любого предмета, мы строим работу с текстом в три этапа: до чтения, во время чтения и после чтения. У каждого этапа работы с текстом своя задача, соответственно разные действия читателя и использование разных видов чтения.
15. 15. Сам алгоритм работы с текстом дети присваивают уже с первых школьных дней, если учитель делает это в системе. И дома, открывая любой учебник, читают так сами – это организует деятельность каждого ученика. Задавая вопросы автору и самому себе во время чтения, читатель учится общаться, развивая коммуникативные навыки. Извлекая любую информацию, человек становится богаче интеллектуально. А оценивая поступки литературных героев с точки зрения нравственных норм и правил, учится оценивать ситуации и характеры людей с подобными качествами в жизни. КОММУНИКАТИВНЫЕ – формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника (автора)
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ– извлекать информацию из текста
ЛИЧНОСТНЫЕ– в случае если анализ текста порождает оценочные суждения
РЕГУЛЯТИВНЫЕ– умение работать по плану (алгоритму)
16. Третья технология оценки учебных достижений учащихся создает комфортные условия на уроках, так как включает каждого ученика в процесс оценки собственной деятельности (самооценка).
Данная технология помогает ребятам анализировать результат своей работы, оценивать, что получается хорошо, что требует особого внимания.
Используемая в Образовательной системе «Школа 2100» технология оценивания учебных успехов предлагает проводить оценку на уроке так, как это происходит в жизни. Свою деятельность оценивает сам ученик, причем оценка дается в качественной форме.
17. Важнейшую роль в технологии оценки учебных успехов играет правило самооценки. Его применение позволяет научить каждого ученика алгоритму своей самооценки. Учеба становится комфортной, когда ученик четко понимает, что надо делать, и сам ставит себе отметку
18. Технология оценивания учебных успехов способствует развитию всех групп общеучебных умений
1. Регулятивные – умение определять, достигнут ли результат деятельности
2. Коммуникативные – аргументированно отстаивать свою точку зрения
3. Познавательные – логически обосновывать свои выводы
4. Личностные – толерантное отношение к иным решениям