МБОУ
«Баргузинская средняя общеобразовательная школа»
Мониторинг уровня сформированности
универсальных учебных действий
во
2-х классах «а», «б» (экспериментальных)
( 2011-2012учебный год 1полугодие)
Цель мониторинга
уровня сформированности УУД: получение
объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности
универсальных учебных действий у младших школьников 2-х классов в условиях реализацмии /ФГОС НОО.
Задачи
мониторинга:
1.
Отработка
механизмов сбора информации об уровне сформированности
УУД;
2.
Выявление
и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
3.
Апробация
технологических карт и методик оценки уровня сформированности
УУД.
Объекты
мониторинга:
1.
Универсальные
учебные действия младших школьников;
2.
Психолого-педагогические
условия обучения;
3.
Педагогические
технологии, используемые в начальной школе.
Области применения данных мониторинга: данные
полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции
учебно-воспитательного процесса.
Система критериев и показателей уровня сформированности УУД
Критериями оценки сформированности
универсальных учебных действий у обучающихся
выступают:
1.
соответствие
возрастно
– психологическим нормативным требованиям;
2.
соответствие свойств универсальных действий заранее
заданным требованиям;
3.
сформированность учебной
деятельности у учащизхся. Отражающая
уровень развития метапредметных действий, выполняеющих функцию управления познавательной
деятельностью учащихся.
Методы сбора
информации:
·
анкетирование;
·
тестирование;
·
наблюдение;
·
беседа.
Использованы
методики:
-
модификационная методика ( Цукерман Г.А.);
-
оценка школьной мотивации (1-2 классы);
-
мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д.Андреева);
-методика
«Кто Я?»(модификация методики Куна);
-«Что
такое хорошо и что такое плохо» (1-2 классы)
В составе основных видов УУД,
соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют четыре блока:
1.
Личностный;
2.
Регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3.
Познавательный;
4.
Коммуникативный.
В ходе
мониторинга учитывались возрастные особенности развития личностных
универсальных учебных действий у учащихся 2 а, б
классов.
В начале
школьного обучения личностные универсальные учебные действия: самоопределения, смыслообразования и нравственно- этической ориентации
определяет готовность ребенка к обучению в школе.
2
«а»
класс учитель Тришина И.А.
Самоопределение:
в-7-24%, с-15-60%, н-3- 16%;
1.
Смыслообразование: в- 3-17%, с-
17-63%, н-5-20%;
2.
Нравственно-этическая
ориентация: в-14-56%, с-6-24%, н-5-20%.
2 «б» класс
учитель Цивилева Л.А.
1.
Самоопределение:
в-11-44%, с-14-52%, н-1-4%;
2.
Смыслообразование: в-5-20%,
с-13-52%, н-4-12%;
3.
Нравственно-этическая
ориентация: в-14-56%, с-8-32%,н-4-12%.
Анализ
личностных результатов показал, что самоопределение (внутренняя позиция
школьника, самоуважение и самооценка) во 2 «а» классе сформировано на 84%, во
2»б» классе-96%;
Смыслообразование (мотивация,
границы собственного знания и «незнания», достаточный объем словарного запаса и
усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и
чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью) во 2 «а» классе -80%, во 2 «б»-72%;
Нравственно-этическая
ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению
моральных проблем на основе децентрации, оценка своих
поступков) - во 2 «а» классе- 80%, во 2 «б» - 88%.
Познавательные УУД
2 «а» класс: в
-9-36%, с-11-44%,н-5--20%; 2 «б»: в-8-32%, с-13-52%, н-5-16%;
Регулятивные
УУД
2 «а» класс:
в-6-24%, с-14-56%, н-5-20%; 2 «б»: в-8-32%, с-12-44%, н-6-24%;
Коммуникативные УУД
2 «а» класс: в –
10-40%, с-15-60%; 2 «б» класс: в -12-42%, 13-58%
Выводы:
Метапредметными результатами является
формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД – ученики научились определять и
формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать
последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение
(версию) на основе работы с материалом учебника; учиться работать по
предложенному учителем плану.
Средством
формирования регулятивных УУД служат технология
продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД – ученики научились
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных
обозначениях); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы
в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из
одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством
формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический
аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных
навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД – ученики
научились оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения и небольшого текста); слушать и понимать речь других; выразительно
читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с
учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в
паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством
формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и
организация работы в парах и малых группах.
Заместитель
директора по УВР Молчанова Г.В.