Управление образования
администрации
МО «Баргузинский район» МОУ
«Баргузинская средняя общеобразовательная школа»
Положение
о перечне компетентностей учащихся
и
процедур подтверждения уровня
их сформированности
Баргузин
2010 г.
1.
Общие
положения
1.1.
Положение о школьном перечне компетентностей учащихся и процедур подтверждения
уровня их сформированности разработано в соответствии с Законом РФ «Об
образовании»
1.2.
Положение определяет цели, задачи, перечень компетентностей, процедуры
подтверждения уровня их сформированности.
1.3.
Использование компетентностной модели в образовании
предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в
деятельности учителей, в способах оценивания образовательных результатов
учащихся. Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение
учащихся таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать
решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.
2. Цели и задачи компетентностного
подхода к школьному образованию
2.1.
Целью компетентностного подхода к школьному
образованию является связь различных образовательных воздействий (разного рода
образовательных программ, дополнительного образования, воспитательной системы и
развивающих сред) с конечными и промежуточными результатами работы,
формируемыми личностными культурно-образовательными компетентностями выпускников.
2.2.
Обеспечить формирование «компетентностной личности»,
«личности с открытой траекторией», что предполагает использование различных
образовательных практик в личной и ориентированной парадигме.
2.3.
Обеспечить учащимся движение по оптимальному
образовательному маршруту, в результате чего они должны получить
образование в соответствии с природой своей индивидуальности.
2.4.
Скоординировать действия педагогов начальной, основной и средней школы по
формированию ключевых компетенций обучающихся.
3. Основные принципы мониторинга
3.1.
Приоритет управления – это нацеленность результатов мониторинга
сформированности компетентностей обучающихся на принятие управленческого
решения.
3.2.
Оперативность - это сбор, обработка и
представление информации о состоянии и динамике сформированности
компетентностей обучающихся для оперативного принятия управленческого решения.
3.3.
Информационная открытость – доступность информации о состоянии и динамике
сформированности компетентностей обучающихся для участников образовательного
процесса, общественности, родителей.
4. Комплекс показателей и индикаторов
мониторинга качества образования.
4.1.
Комплекс показателей и индикаторов устанавливается по объектам оценивания:
-
результаты проектной деятельности;
-
социализация личности школьника.
4.2.Комплекс
показателей и индикаторов сформированности компетентностей обучающихся
включает:
-
уровень и качество реализованных проектов обучающихся
-
уровень социализации выпускников: сформированность
компетенций «разрешение проблем»,
«работа с информацией», «коммуникация».
5. Методы сбора, обработки и
накопления информации
5.1.
Источники сбора данных и инструментариев сбора данных для расчета показателей
мониторинга сформированности компетентностей обучающихся является:
-
информация преподавателей основ проектной деятельности;
-
информация руководителей проектных групп;
-
отчет о результатах конкурса проектов;
-
дополнительные данные, собираемые в рамках мониторинговых исследований;
-
участие обучающихся в проектных неделях.
5.2.
Мониторинг предполагает широкое использование современных информационных
технологий. Сбор информации осуществляется следующими методами:
-
экспертный опрос;
-
наблюдения;
-
анализ документов;
-
самооценка.
Обработка
и накопление материалов может
проводиться в компьютерном варианте и в бумажном варианте в форме таблиц,
диаграмм, различных измерительных шкал, в текстовой форме.
6. Функциональная схема мониторинга
сформированности компетентностей обучающихся
6.1.
Осуществляется сбор, первичная обработка данных по показателям мониторинга
сформированности компетентностей обучающихся.
6.2.Хранится
информация о состоянии и динамике сформированности компетентностей обучающихся в документациях НМС ОУ.
6.3.
Принимаются управленческие решения о качестве сформированности компетентностей обучающихся на заседаниях
Совета школы..
7. Порядок проведения мониторинга
сформированности компетентностей обучающихся
7.1.
Исследования сформированности компетентностей обучающихся проводятся в 4-11
классах в течение года.
8. Технология школьного мониторинга
8.1.
Анализ состояния сформированности компетентностей.
9.
Перечень компетенций.
9.1.
Перечень компетенций определяется моделями выпускников каждой ступени обучения.
Модель выпускника, освоившего уровень начального общего образования
1. Освоил
общеобразовательные программы по предметам учебного плана на достаточном уровне
для продолжения образования на ступени основного общего образования по
категориям ключевой предметной компетенции (знать/понимать - необходимые для
усвоения и воспроизведения каждым учащимся знания; уметь – владение конкретными
умениями – навыками данного учебного предмета, основанными на более сложной,
чем воспроизведение деятельности (например: анализировать, сравнивать,
различать, приводить примеры, определять признаки); использовать –
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
2. Овладел соответственно возрасту основными
общеучебными умениями и навыками, необходимыми для
получения основного общего образования:
- учебно-интеллектуальными
умениями и навыками:
а) умение внимательно
воспринимать информацию, иметь соответствующий уровень произвольного внимания;
б)
логически осмысливать учебный материал, выделять главное, составлять простой
план деятельности;
в) осуществлять на уровне возраста
логические приёмы мышления (сравнивать, анализировать, конкретизировать,
классифицировать, систематизировать, обобщать, подводить под понятие,
доказывать, рационально запоминать);
г)
знать особенности своей когнитивной сферы (восприятие, внимание, памяти,
мышления, воображения);
д) обладать умением постановки учебной задачи
(осознание и принятие учебно-познавательной задачи, плана её разрешения;
практического разрешения задачи, контролем за стрессом
разрешения задачи, оценка результата в соответствии с эталоном):
-
обладать рефлексией (анализом, самоанализом, самоконтролем)
-
основными компонентами языкового и речевого развития (овладение основными
видами речевой деятельности: слушанием, говорением, чтением, письмом,
осознанием текста, адекватного восприятия).
Звучащей
речи, работы со словарем, соблюдение орфоэпических норм, создание в устной и
письменной форме несложных текстов.
Овладение
нормами речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие,
благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
-
умение правильно и быстро ориентироваться в условиях речевого общения,
правильно планировать свою речь, выбирать содержание своего высказывания, уметь
находить адекватные средства для передачи задуманного смысла.
- учебно-информационными умениями:
а)
умение правильно, осознанно и выразительно читать, пользоваться учебником;
б)
осуществлять поиск необходимой информации, обращаться к справочным пособиям,
научно-популярной литературе, делать различного рода записи по ходу чтения;
в)
работать с индивидуальными источниками информации, в том числе на электронных
носителях, осуществлять наблюдение;
г)
различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация,
аннотация), определять тему и главную мысль произведения.
- учебно-организационными умениями:
а)
владеть гигиеной учебного труда;
б)
уметь готовить рабочее место к занятиям, заранее готовить необходимое
оборудование, пользоваться учебными принадлежностями;
в)
руководствоваться режимом дня, определять временные промежутки занятий,
чередование труда и отдыха;
г)
рационально осуществлять домашнюю работу;
д) осуществлять учебное взаимодействие (работать
фронтально с учителем, в парах, группах).
II. Уровень
сформированности ключевой компетенции, связанной с трудовой деятельностью
младшего школьника:
1.
начальные
технико-технические знания, умения и навыки по изготовлению изделий из
различных материалов и деталей конструктора (самостоятельное планирование и
организация деятельности, соблюдение последовательности технологических
операций, декоративное оформление и отделка изделий);
2.
начальные знания,
умения и навыки, связанные с домашним трудом младшего школьника:
а)
умения и навыки самообслуживания, уход за одеждой, предметами быта, их мелкий
ремонт, правила уборки помещений;
б)
правила управления современной бытовой техникой, безопасных приёмов работы с
материалами, инструментами, бытовой техникой, средствами информационных и
коммуникационных технологий;
в)
знания и умения связанные с приготовлением пищи, уходу за животными, работе с
землей.
-
уровень развития сенсорики, мелкой моторики рук,
пространственного мышления, глазомера, способности ориентироваться в информации
разного вида.
III.
Уровень ключевых
компетенций, связанных с физическим развитием и укреплением здоровья.
Овладел
на уровне возраста знаниями и умениями здоровьесбережения:
а)
знаниями и умениями соблюдения правил личной гигиены (уход за полостью рта,
гигиена кожи, уход за волосами, руками, ногами, половыми органами и т.д.);
б)
правилами, нормами употребления воды, овощей, фруктов, грибов, ягод, других
дикорастущих растений;
в)
правилами, нормами предупреждения бытового, дорожно-транспортного травматизма,
поведение на водоемах, лесах, горных массивах;
г)
элементарными правилами оказания первой помощи при несчастных случаях;
д) знаниями опасности курения, токсикомании,
алкоголизма, наркомании, СПИДа;
е)
знание роли и пользы различных элементов двигательной активности для укрепления
здоровья человека;
ж)
знание правил и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики,
физкультминуток, простейших комплексов для развития физических качеств и
формирование правильной осанки; в комплексах по профилактике остроты зрения и
дыхательной гимнастике;
з) знание элементов, приемов, способствующих
психическому здоровью младшего школьника (снятию психического напряжения,
повышенной тревожности, утомления, использование приемов для оптимизации психического
состояния ученика, поднятия его настроения.
IV. Уровень сформированности ключевых компетенций, связанных с
взаимодействием человека и социальной сферы, человека и окружающего мира:
1.
Сформированность первоначальных знаний,
умений, навыков социального взаимодействия с коллективом, членами семьи,
друзьями, со старшими.
2.
Уровень освоения коммуникативного компонента (коммуникативные навыки
поведения, умение самостоятельно устанавливать и поддерживать контакты,
конструктивно разрешать конфликты, кооперироваться, сотрудничать).
3.
Уровень освоения поведенческого компонента (освоение детьми этически
ценных форм и способов поведение, доброжелательность, открытость,
толерантность, стремление к совместным играм и общению, отсутствие асоциальных
поступков, негативных реакций.
4.
уровень сформированности эмоционально-волевой компетенции (адекватность
эмоциональной реакции, эмоциональная стабильность, отсутствие тревожных и/или
депрессивных состояний, преобладающее позитивное настроение, умение
контролировать свое поведение.
5.
Уровень усвоения социальных норм, произвольная регуляция поведения.
V.
Уровень сформированности
культуры личности:
- культуры внешнего вида,
одежды, общее представление о культуре оформления рабочего места, интерьера
дома, украшения дома;
- первоначальные знания и
умения основ экологической культуры (правила поведения в природе, охрана
растительного и животного мира, положительное и отрицательное влияние
деятельности человека на природу, зависимость жизни человека от природы и её
состояние и т.д.);
- восприятие и осознание
ценностей музыки, изобразительного искусства (графики, живописи,
декоративно-прикладного искусства), народного творчества;
- уровень реализации
творческого потенциала детей через продукты детской деятельности: творчество,
художественное конструирование, музыкально-театральная деятельность, ручной
художественный труд.
(Приложение
№1)
Модель выпускника, освоившего уровень
начального общего образования
Уровень
сформированности ключевой компетенции, связанной с трудовой деятельностью
младшего школьника
№ |
Наименование
компетенции |
Баллы
(макс 10) |
||||
0 |
1 |
2 |
||||
1. |
Начальные технико-технические знания,
умения и навыки по изготовлению изделий из различных материалов и деталей
конструктора (самостоятельное планирование и организация деятельности,
соблюдение последовательности технологических операций, декоративное
оформление и отделка изделий) |
|
|
|
||
2. |
Начальные знания, умения и навыки,
связанные с домашним трудом младшего школьника: - умения и навыки самообслуживания,
уход за одеждой, предметами быта, их мелкий ремонт, правила уборки помещений -правила управления современной
бытовой техникой, безопасных приемов работы с материалами, инструментами,
бытовой техникой, средствами информационных и коммуникационных технологий -знания и умения, связанные с
приготовлением пищи, уходу за животными, работе с землей |
|
|
|
||
3. |
Уровень развития сенсорики,
мелкой моторики рук, пространственного мышления, глазомера,способности
ориентироваться в информации разного вида |
|
|
|
||
Уровень ключевых
компетенций, связанных с физическим развитием и укреплением здоровья.
Уровень ключевых компетенций,
связанных с физическим развитием и укреплением здоровья |
|||
|
Низкий уровень 0 баллов |
Средний уровень 1 балл |
Высокий уровень 2 балла |
2.1.
знания и умения соблюдения правил личной гигиены (уход за полостью рта,
гигиена кожи, уход за волосами, руками, ногами, половыми органами и т.д.) |
|
|
|
2.2.
правила, нормы употребления воды, овощей, фруктов, грибов, ягод, других
дикорастущих растений |
|
|
|
2.3.
правила, нормы предупреждения бытового, дорожно-транспортного травматизма,
поведение на водоемах, лесах, горных массивах |
|
|
|
2.4.
элементарные правила оказания первой помощи при несчастных случаях |
|
|
|
2.5.
знания опасности курения, токсикомании, алкоголизма, наркомании, СПИДа |
Не
знает опасности курения, алкоголизма, токсикомании, наркомании, СПИДа, присутствие вредных привычек |
Знает
об опасности курения, алкоголизма, токсикомании, наркомании, СПИДа |
Отсутствие
вредных привычек |
2.6.
знание роли и пользы различных элементов двигательной активности для
укрепления здоровья человека |
|
|
|
2.7.
знание правил и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики,
физминуток, простейших комплексов для развития
физических качеств и формирование правильной осанки; в комплексах по
профилактике остроты зрения и дыхательной гимнастике |
|
|
|
2.8.
знание элементов, приемов, способствующих психическому здоровью младшего
школьника (снятию психического напряжения, повышенной тревожности, утомления,
использование приемов для оптимизации психического состояния ученика,
поднятия его настроения) |
|
|
|
Таблица подведения итогов уровня
ключевых компетенций, связанных с физическим развитием и укреплением здоровья
№ |
Ф.И.
ученика |
2.1. |
2.2. |
2.3. |
2.4. |
2.5. |
2.6. |
2.7. |
2.8. |
Балл
итоговый |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I.
Уровень
сформированности ключевых компетенций связанных с взаимодействием человека и
социальной сферы, человека и окружающего его мира
Критерии
оценивания: 0- Не знает, не умеет, не владеет, не освоил
1- Частично знает, умеет, овладел,
освоил, но не применяет на практике
2- Знает, умеет, применяет
Уровень сформированности ключевых
компетенций связанных с взаимодействием человека и социальной сферы, человека
и окружающего его мира |
||||
№ |
Название компетенции |
0 баллов |
1 бал |
2 балла |
3.1 |
Сформированность первоначальных знаний, умений, навыков социального
взаимодействия с коллективом, членами семьи,
друзьями ,со старшими. |
|
|
|
3.2 |
Уровень
освоения коммуникативного компонента (коммуникативные навыки поведения,
умение самостоятельно устанавливать и поддерживать контакты, конструктивно
разрешать конфликты, кооперироваться, сотрудничать). |
|
|
|
3.3 |
Уровень
освоения поведенческого компонента (освоение детьми этически ценных форм и
способов поведение, доброжелательность, открытость, толерантность, стремление
к совместным играм и общению, отсутствие асоциальных поступков, негативных
реакций). |
|
|
|
3.4 |
Уровень
сформированности эмоционально - волевой компетенции (адекватность
эмоциональной реакции, эмоциональная стабильность, отсутствие тревожных и/или
депрессивных состояний, преобладающее позитивное настроение, умение
контролировать свое поведение). |
|
|
|
3.5 |
Уровень усвоения социальных норм, произвольная
регуляция поведения. |
|
|
|
Таблица подведения итогов уровня
ключевых компетенций, связанных с
взаимодействием человека и социальной сферы, человека и окружающего его мира
№ |
ФИ
ученика |
3.1 |
3.2 |
3.3 |
3.4 |
3.5 |
Итоговый
бал |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II.
Уровень сформированности культуры
личности:
№ |
Название
компетенций |
Количество баллов (max 44 балла) |
||
0 |
1 |
2 |
||
1. 1.1. |
Культура: Внешнего вида |
|
|
|
1.2. |
Одежды |
|
|
|
1.3. |
Общее представление о культуре оформления рабочего
места |
|
|
|
1.4 |
Интерьера дома |
|
|
|
1.5 |
Украшения дома |
|
|
|
2. 2.1. |
Первоначальные
знания и умения основ экологической культуры: Правила поведения в природе |
|
|
|
2.2 |
Охрана растительного и животного мира |
|
|
|
2.3 |
Положительное и отрицательное влияние деятельности
человека на природу |
|
|
|
2.4 |
Зависимость жизни человека от природы и ее
состояния |
|
|
|
3 |
Восприятие
и осознание ценностей |
|
|
|
3.1 |
музыки |
|
|
|
3.2 |
Изобразительного искусства: |
|
|
|
3.2.1 |
графики |
|
|
|
3.2.2 |
живописи |
|
|
|
3.2.3 |
Декоративно-прикладного искусства |
|
|
|
3.3 |
Народного творчества |
|
|
|
4 |
Уровень
реализации творческого потенциала детей через продукты детской деятельности: |
|
|
|
4.1 |
творчества |
|
|
|
4.2 |
Художественное конструирование |
|
|
|
4.3 |
Музыкально-театральная деятельность |
|
|
|
4.4 |
Ручной художественный труд |
|
|
|
|
ИТОГО: |
|
Сводная таблица сформированности
выпускника освоившего уровень начального общего образования
№№№ № |
Ф.И. ученика |
1 |
2 |
3 |
4 |
Итоговый
бал |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Модель выпускника, освоившего
уровень основного общего образования
I.
Уровень обученности, сформированность ключевых компетенций, необходимых для
дальнейшего общего среднего, начального и среднего профессионального
образования:
1.
Освоил на уровне требований государственных программ учебный материал по
всем предметам школьного учебного плана;
2.
Освоил содержание пяти основных направлений классификации и
систематизации профессий (человек-природа, человек-техника, человек- знаковая
система, человек-человек, человек- художественный образ);
3.
Сделал профессиональный выбор для обучения в начальных и средних
профессиональных учебных заведениях.
4.
Овладел основными общеучебными умениями и
навыками, способами познавательной деятельности необходимыми для дальнейшего
общего среднего образования, начального и среднего профессионального
образования:
а) Основными мыслительными
операциями (анализа, синтеза, сравнения, конкретизации, обобщения,
абстрагирования, классификации, систематизации в рамках возрастных ограничений
предъявляемых к уровню сформированности основных элементов абстрактного
мышления).
б)
Навыками планирования, проектирования, моделирования, исследовательской,
творческой деятельности.
в)
Трудовыми умениями и навыками по работе с тканью, деревом, металлом, ухода за
землей, приготовление пищи, навыками самосохранения в экстремальной ситуации.
г)
Личными особенностями восприятия, обработки, переработки, хранения,
воспроизведения информации, основами компьютерной грамотности; техникой
пользования компьютером и другой вычислительной техникой
д) Ознакомлен с основными информационными
технологиями, оптимальными для ученика формами, методами, средствами
самостоятельной, познавательной деятельности, основанной на усвоении способов
приобретения знаний из различных источников информации.
е)
Овладел на необходимом уровне умениями и навыками саморазвития,
самосовершенствования, самореализации, самоконтроля, личной и предметной
рефлексии.
ж)
Овладел на необходимом уровне навыками языкового и речевого развития, культурой
родного языка, сформированными на уровне 9го класса необходимыми
умениями и навыками владения иностранным
языком.
II. Уровень
ключевых компетенций связанных с физическим развитием и укреплением здоровья:
Овладел
знаниями и умениями здоровьесбережения:
а)
знание и соблюдение норм здоровья образа жизни;
б)
знание и соблюдение правил личной гигиены и обихода;
в)
знание опасности курения, алкоголизма, токсикомании, наркомании, СПИДа;
г)
знание особенностей физического, физиологического развития своего организма,
типа нервной системы, темперамента, суточного биоритма;
д) знание и владение основами физической культуры
человека.
III. Уровень
сформированности ключевых компетенций, связанных с взаимодействием человека и
социальной сферы, человека и окружающего его мира.
-
уровень сформированности мотивационного, когнитивного, поведенческого,
ценностно-смыслового аспекта, эмоционально-волевой регуляции процесса и
результата компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью,
коллективом, семьей, друзьями, партнерами;
-
уровень владения умениями и навыками сотрудничества, толерантности, уважения и
принятия другого (раса, национальность, религия, статус, пол) погашение
конфликтов;
-
уровень владения основами мобильности, социальной активности, конкурентноспособности, умением адаптироваться в социуме;
-
уровень владения знаниями, умениями, навыками общения: основами устного и
письменного обучения, умение вести диалог, монолог, полилог,
знание и соблюдение традиций, этикета.
-
правовой культуры человека (прав и обязанностей гражданина, свободы и
ответственности за свои поступки, самоконтроль в своих действиях);
-
норм и правил поведения в социуме;
-
гражданского долга, чувства патриотизма к своей Родине, малой Родине, гордости
за символы государства (герб, флаг, гимн);
-
осознание собственной индивидуальности (социальной взрослости, уверенности в
себе, собственного достоинства, потребность в общественном признании, уровень
стремления к самоутверждению.
-
культуры внешнего вида, одежды, оформления, жилища, рабочего места;
-
экологической культуры;
-
восприятие, понимание и использование ценностной живописи, литературы,
искусства, музыки, народного изобразительного творчества;
- уровень познания и
использования истории цивилизаций, собственной страны, религии.
(Приложение
№2)
Модель выпускника, освоившего уровень
основного общего образования
I. Уровень сформированности компетенции, связанной с
грамотностью
Критерии
оценивания: 0 - не
знает, не умеет, не владеет, не освоил
1- Частично знает, умеет, овладел,
освоил, но не применяет на практике
2- Знает, умеет, применяет
№ |
Наименование компетенции |
Баллы (макс – 8) |
||
0 |
1 |
2 |
||
1 |
Правовая
культура человека (права и обязанности гражданина, свобода и ответственность
за свои поступки, самоконтроль в своих действиях) |
|
|
|
2 |
Нормы и правила поведения
в социуме |
|
|
|
3 |
Гражданский
долг, чувство патриотизма к своей Родине, малой Родине, гордости за символы
государства (герб, флаг, гимн) |
|
|
|
4 |
Осознание
собственной индивидуальности (социальной взрослости, уверенности в себе,
собственного достоинства, потребность в общественном признании, уровень
стремления к самоутверждению) |
|
|
|
II.
Уровень ключевых компетенций связанных с физическим развитием и
укреплением здоровья
Уровень ключевых компетенций,
связанных с физическим развитием и укреплением здоровья |
|||
|
низкий уровень 0 баллов |
средний уровень 1 балл |
высокий уровень 2 балла |
2.1.
знания и соблюдение норм здорового
образа жизни |
Не
знает и не соблюдает норм здорового
образа жизни |
знает
и соблюдает нормы здорового образа
жизни |
Активный
двигательный режим, рациональное питание, закаливание, положительные эмоции |
2.2.
знание и соблюдение правил личной гигиены и обихода |
Не
знает и соблюдает правила личной гигиены и обихода |
знает
и соблюдает правила личной гигиены и обихода |
Отношение
к себе: внешний вид, аккуратность, культура здоровьесбережения, личная
гигиена, соблюдение режима дня, самосовершенствование |
2.3.
знание опасности курения, алкоголизма, токсикомании, наркомании, СПИДа |
Не
знает опасности курения, алкоголизма, токсикомании, наркомании, СПИДа, присутствие вредных привычек |
Знает
об опасности курения, алкоголизма, токсикомании, наркомании, СПИДа |
Отсутствие
вредных привычек |
2.4.
знание особенностей физического, физиологического развития своего организма,
типа нервной системы, темперамента, суточного биоритма |
знание
особенностей физического, физиологического развития своего организма, типа
нервной системы, темперамента, суточного биоритма |
знание
особенностей физического, физиологического развития своего организма, типа
нервной системы, темперамента, суточного биоритма |
знание
особенностей физического, физиологического развития своего организма, типа
нервной системы, темперамента, суточного биоритма |
2.5.
знание и владение основами физической культуры |
Не
знает и не владеет основами физической культуры |
знает
и владеет основами физической культуры |
знание
и владение основами физической культуры, участие в соревнованиях, посещение
спортивных секций |
Таблица подведения итогов уровня ключевых компетенций,
связанных с физическим развитием и укреплением здоровья выпускника, освоившего
уровень основного общего образования
№ |
ФИ
ученика |
2.1. |
2.2. |
2.3. |
2.4. |
2.5. |
Балл
итоговый |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
III. Уровень сформированности ключевых компетенций
связанных с взаимодействием человека и социальной сферы, человека и окружающего
его мира
Критерии оценивания:: 0- не знает, не умеет, не владеет, не освоил
1- частично знает, умеет, овладел,
освоил, но не применяет на практике
2- знает, умеет, применяет
Уровень
сформированности ключевых компетенций связанных с взаимодействием человека и
социальной сферы, человека и окружающего его мира |
||||
№ |
Название
компетенции |
0
баллов |
1
балл |
2
балла |
3.1 |
Уровень сформированности
мотивационного, когнитивного, поведенческого, ценностно–смыслового
аспекта, эмоционально-волевой регуляции процесса и результата компетенции
социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей,
друзьями, партнерами; |
|
|
|
3.2 |
Уровень владения умениями и навыками
сотрудничества, толерантности, уважения и принятия другого ( раса,
национальность, религия, статус, пол), погашение конфликтов. |
|
|
|
3.3 |
Уровень владения основами
мобильности, социальной активности, конкурентоспособности, умение адаптирования в обществе. |
|
|
|
3.4 |
Уровень владения знаниями, умениями и
навыками общения: основами устного и письменного обучения, умение вести
диалог, монолог, полилог, знание и соблюдения
традиций, этикета. |
|
|
|
IV. Уровень
сформированности культуры личности:
№ |
Название компетенций |
Количество баллов (max 20
баллов) |
||
0 |
1 |
2 |
||
1. |
Экологической культуры |
|
|
|
2. |
Восприятие, понимание и использование ценностей: |
|
|
|
2.1 |
Живописи |
|
|
|
2.2 |
Литературы |
|
|
|
2.3 |
Искусства |
|
|
|
2.4 |
Музыки |
|
|
|
2.5 |
Народного изобразительного творчества |
|
|
|
3. |
Культуры: |
|
|
|
3.1 |
Внешнего вида |
|
|
|
3.2 |
Одежды |
|
|
|
3.3. |
Оформления жилища |
|
|
|
3.4 |
Оформление рабочего места |
|
|
|
4. 4.1. |
Уровень познания и использование: Истории цивилизации |
|
|
|
4.2. |
Истории собственной страны |
|
|
|
4.3. |
Истории религии |
|
|
|
|
ИТОГО: |
|
Сводная таблица сформированности
выпускника освоившего уровень основного общего образования
№№№ № |
Ф.И. ученика |
1. |
2 |
3 |
4 |
Итоговый
бал |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Модель выпускника, освоившего
уровень среднего (полного) общего образования
I.
Уровень обученности,
сформированности ключевых компетентностей необходимых для дальнейшего
профессионального образования, успешной трудовой деятельности:
a)
основными мысленными операциями: анализа, синтеза, сравнения,
конкретизации, абстрагирования, обобщения, систематизации, классификации,
делать выводы, умозаключения;
b)
навыками планирования, проектирования, моделирования, прогнозирования,
исследовательской, творческой деятельности;
c)
основами восприятия, обработки, переработки, хранения, воспроизведения
информации; информационными технологиями связанными с приемом, передачей,
чтением, конспектированием информации, преобразованием информации; мультимедийными, Интернет технологией;
d)
основами компьютерной грамотности, технического обслуживания
вычислительной техники;
e)
овладел умениями и навыками саморазвития, самосовершенствования, саморегуляции, личной и предметной рефлексии, смысла жизни,
профессионального развития, профессионального развития;
f)
овладел навыками языкового и речевого развития, культурой родного языка,
владение иностранным языком.
II.
Уровень ключевых
компетентностей связанных с физическим развитием и укреплением здоровья:
1.
Овладел знаниями и умениями здоровьесбережения:
а) знание и соблюдение норм здорового образа жизни;
б) знание опасности курения, алкоголизма,
токсикомании, наркомании, СПИДа;
в) знание и соблюдение правил личной гигиены,
обихода;
г) знание особенностей физического, физиологического
развития своего организма, типы нервной системы, особе5нностей темперамента,
суточного биоритма и т.д.
д) знание и владение основами
физической культуры человека.
III.
Уровень сформированности
ключевых компетенций связанных с взаимодействием человека и социальной сферы,
человека и окружающего его мира.
a. Владение знаниями, умениями
и навыками социального взаимодействия с обществом, общностью, коллективом,
семьей, друзьями, партнерами;
b. Владение умениями и навыками
сотрудничества, толерантности, уважения и принятия другого (раса,
национальность, религия, статус, роль, пол), погашение конфликтов;
c. Владение основами мобильности,
социальной активности, конкурентоспособности, умение адаптирования
в социуме;
d. Владение знаниями, умениями
и навыками общения (коммуникативная компетентность);
e. Основы устного и письменного
общения, диалог, монолог, порождение и восприятие текста, знание и соблюдение
традиций, этикета; иноязычное общение, деловая переписка, особенности
коммуникации с разными людьми.
f. Владение знаниями, умениями
и навыками, связанными с гражданственностью;
g. Знание и соблюдение прав и
обязанностей гражданина; воспитание свободы и ответственности человека,
уверенности в себе, собственного достоинства, гражданского долга, самоконтроля
в своих действиях, чувства патриотизма к своей Родине, малой Родине, гордости
за символы государства (герб, флаг, гимн).
IV.
Уровень сформированности
культуры человека
a. Знание и использование
ценностей живописи, литературы, искусства, музыки, науки, производства;
b. Знание и использование
истории цивилизации, собственной страны, религии;
c. Владение основами
экологической культуры;
d. Знание ценностей бытия,
жизни.
(Приложение
№3)
Модель выпускника, освоившего уровень
среднего (полного) общего образования
II.
Уровень
ключевых компетенций, связанных с физическим развитием и укреплением здоровья
Уровень
ключевых компетенций, связанных с физическим развитием и укреплением здоровья |
|||
|
Низкий
уровень 0
баллов |
Средний
уровень 1
балл |
Высокий
уровень 2
балла |
2.1.
знание и соблюдение норм здорового образа жизни |
Не
знает и не соблюдает нормы здорового образа жизни |
Знает,
но не соблюдает нормы здорового образа жизни |
Готовность
осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие,
эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку |
2.2.
знание опасности курения, алкоголизма, токсикомании, наркомании, СПИДа |
Недостаточно
информирован об опасности курения, алкоголизма, токсикомании, наркомании, СПИДа, злоупотребляет психоактивными
веществами |
информирован
об опасности курения, алкоголизма, токсикомании, наркомании, СПИДа, злоупотребляет психоактивными
веществами |
информирован
об опасности курения, алкоголизма, токсикомании, наркомании, СПИДа, не злоупотребляет психоактивными
веществами |
2.3.
знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода |
Не
знает и не соблюдает правил личной гигиены, обихода |
знает
и соблюдает правила личной гигиены, обихода |
знает
и соблюдает правила личной гигиены, обихода |
2.4.
знание особенностей физического, физиологического развития своего организма,
типы нервной системы, особенностей темперамента, суточного биоритма и т.д. |
Не
знает особенностей физического, физиологического развития своего организма,
типы нервной системы, особенностей темперамента, суточного биоритма |
Знает
особенности физического, физиологического развития своего организма, типы
нервной системы, особенностей темперамента, суточного биоритма |
Знает
особенности физического, физиологического развития своего организма, типы
нервной системы, особенностей темперамента, суточного биоритма и |
2.5.
знание и владение основами физической культуры человека |
Не
знает и не владеет основами физической культуры человека и не вовлечен в
занятия физкультурной и спортивной деятельностью |
Знает
и владеет основами физической культуры
человека |
Знает
и владеет основами физической культуры
человека, вовлечен в занятия физкультурной и спортивной деятельностью |
Таблица подведения итогов уровня
ключевых компетенций, связанных с физическим развитием и укреплением здоровья
выпускника, освоившего уровень основного общего образования
№ |
ФИ
ученика |
2.1. |
2.2. |
2.3. |
2.4. |
2.5. |
Балл
итоговый |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
III.
Уровень
сформированности ключевых компетенций связанных с взаимодействием человека и
социальной сферы, человека и окружающего его мира
Критерии оценивания:
0- не знает, не
умеет, не владеет, не освоил;
1-частично знает, умеет, овладел, освоил, но не применяет на практике;
2-знает, умеет, применяет.
Уровень сформированности ключевых
компетенций связанных с взаимодействием человека и социальной сферы, человека
и окружающего его мира |
||||
№ |
Название компетенции |
0 баллов |
1 балл |
2балл |
1 |
Владение
знаниями, умениями и навыками социального взаимодействия с обществом,
коллективом, семьёй, друзьями и т.д. |
|
|
|
2 |
Владение
умениями и навыками сотрудничества, толерантности, уважения и принятия
другого (раса, национальность, религия, статус, пол), погашение конфликтов. |
|
|
|
3 |
Владение
основами мобильности, социальной активности, конкурентоспособности, умение адаптирования в обществе. |
|
|
|
4 |
Владение
знаниями, умениями и навыками общения (коммуникативная компетентность) |
|
|
|
5 |
Основы
устного и письменного общения, диалог, монолог, порождение и восприятие
текста, знание и соблюдение традиций, этикета; иноязычное общение, деловая
переписка, особенности коммуникации с разными людьми. |
|
|
|
6 |
Владение
знаниями, умениями и навыками, связанными с гражданственностью |
|
|
|
7 |
Знание
и соблюдение прав и обязанностей гражданина; воспитание свободы и
ответственности человека, уверенности в себе, собственного достоинства,
гражданского долга, самоконтроля в своих действиях, чувства патриотизма к
своей Родине, малой родине, гордости за символы государства (герб, флаг,
гимн). |
|
|
|
|
|
|
|
|
IV.
Уровень сформированности культуры личности:
№ |
Название
компетенций |
Количество баллов (max 18 баллов) |
||
0 |
1 |
2 |
||
1. |
Владение основами экологической культуры. |
|
|
|
2. |
Знание ценностей бытия, жизни. |
|
|
|
3. 3.1. |
Знание и использование ценностей: Живописи |
|
|
|
3.2. |
Литературы |
|
|
|
3.3. |
Искусства |
|
|
|
3.4. |
Музыки |
|
|
|
3.5. |
Науки |
|
|
|
3.6 |
Производства |
|
|
|
4. 4.1. |
Знание и использование истории: Цивилизации |
|
|
|
4.2 |
Собственной страны |
|
|
|
4.3 |
Религии |
|
|
|
|
ИТОГО: |
|
Сводная таблица сформированности
выпускника освоившего уровень среднего общего (полного) образования
№№№ № |
Ф.И. ученика |
1. |
2 |
3 |
4 |
Итоговый
бал |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10.
Процедуры оценки уровня достижений ключевых компетенций в учебном процессе.
10.1. В целом освоенность тех или иных компетенций в учебном процессе
можно оценивать как по результату решения проблемных ситуаций (в соответствии с
заранее разработанными критериями успешности достижения этих результатов), так
и в самом процессе их применения, использования опять же по известным критериям. Как в том, так и в
другом случае мы имеем дело с экспертными оценками деятельности учащегося и ее
результатов. Следовательно, должны быть специально обученные эксперты,
разбирающиеся в исследовательской, проектной деятельности и мышлении, в
коммуникации (ведение дискуссий, выступление, написание текстов), в понимании
текстов, решении проблем и т. д. Они по известным критериям могут оценивать
уровень сформированности
компетентностей. Естественно, и сам учитель в первую очередь должен быть подобным экспертом, иначе он не
сможет научить этим компетентностям.
10.2. Этапы формирования ключевых компетенций:
1) формируется состав ключевых компетенций;
2) определяется содержание конкретных
умений, входящих в ключевую компетенцию;
3) вырабатываются критерии оценки
уровня их достижения;
4) оценивается уровень владения
конкретными компетенциями.
10.3. Школьный оценочный лист наблюдения за
использованием действий учащихся в конкретных ситуациях, связанных с формированием определенных компетенций (см. Приложения №1,2,3,4)
Приложение
№4
Ф.И.О.
учителя_____________________________дата_________
Предмет _______________________ класс
______
Тема урока ________________________
Компетентность |
на каком этапе урока |
уровень |
Готовность к самообразованию - способность выявлять пробелы в своих знаниях в
умениях при решении новой
задачи, оценивать необходимость той
или иной информации 'для
своей деятельности, осуществлять информационный поиск
и извлекать информацию из различных источников на любых
носителях и позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения,
необходимые для решения поставленной задачи |
|
|
Технологическая компетентность - готовность к пониманию инструкции, описания
технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии
деятельности и позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии,
технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях |
|
|
Готовность к
разрешению проблем - умение анализировать нестандартные ситуации,
ставить цели и соотносить их с устремлениями других
людей, планировать результат
своей деятельности, принимать
ответственное решение в
той или иной ситуации и обеспечить
своими действиями его воплощение в жизнь (пример задачи) |
|
|
Готовность к использованию информационных ресурсов - способность делать
аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и
осуществления своей деятельности, что позволит человеку принимать осознанные
решения на основе критически осмысленной информации* |
|
|
Готовность к социальному взаимодействию - способность
соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп,
продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу,
позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для
решения задач |
|
|
Всего баллов: |
10.4 План целевого анализа (самоанализа) урока
1. Место урока в изучаемом
разделе?
2. Цель и задачи урока (в
т.ч. - по формированию ключевых компетенций)?
3. Были ли задачи
формирования компетенций фронтальными или адресными (групповыми,
персональными)?
4. Формы и методы,
использованные для решения «компетентностных» задач
урока?
5. Соотношение «компетентностных» и «некомпетентностных»
форм и методов работы на уроке?
6. Насколько достигнуты
цели? По каким признакам можно об этом судить? Что не получилось и почему?
7. Заметно ли продвижение
учащихся и всего класса в плане развития ключевых компетенций? По каким
признакам об этом можно судить?
10.5. Карта наблюдения
Дата проведения урока: __________________
Школа: _____________ Класс: __________ Учитель:
_____________________
№ |
Формы работы учителя
на уроке |
кол-во раз |
Продолжительность |
Характеристика |
|
|
|
|
мин. |
% |
|
1. |
Обращения к прошлому
опыту учащихся |
|
|
|
|
2. |
Открытое обсуждение
новых понятий |
|
|
|
|
3. |
Обсуждение
проблемных ситуаций |
|
|
|
|
4. |
Дискуссия учащихся |
|
|
|
|
5. |
Игровая деятельность |
|
|
|
|
6. |
Проектная деятельность |
|
|
|
|
10.6. Компетентностные методы обучения
-Обращение к опыту учащихся
- Открытое обсуждение новых понятий
- Открытое обсуждение проблемных ситуаций
- Дискуссия, столкновение субъектных
позиций
- Ролевые и деловые игры, психологический
тренинг
- «Метод проектов»
11.
Процедуры оценки уровня достижений ключевых компетенций по результату обучения
Школьный мониторинг:
·
освоение и
внедрение технологий диагностики, прогностики и мониторинга
образовательной, методической деятельности
·
осуществление
мониторинга результатов учебного процесса (уровень сформированности учебных
компетенций, программно-методическое обеспечение, статистическая обработка,
отчетность)
12. Основные организационные и
технологические подходы к оценке качества учебного процесса.
Цели и задачи:
Организовать системный качественный мониторинг всех
компетентностей обучающихся с последующим анализом:
a) построить
подробную диагностическую систему сформированности компетенций
b) осуществлять систему мер, направленных на предупреждение
неуспеваемости учащихся.
в) осуществлять
систему мер, направленных на совершенствование
образовательных компетенций учащихся, личностный рост
ученика и профессиональный рост учителя.
Ожидаемые
результаты.
•
Повышение степени
обученности учащихся.
•
Сформированность ОУН в соответствии с моделью ученика.
•
Формирование
творческого потенциала личности учащегося и преподавателя, ориентация на
личностно- ориентированное обучение
Система
мониторинга
§ Параметры результативности (что измеряем).
§ Процедуры
оценки результативности (как измеряем).
§ Формы представления результатов.
§ Анализ полученных данных, рекомендации по коррекции.