|
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ |
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ | СТАНДАРТ | ||||
Протокол родительского собрания
Протокол №1
Заседания педагогического совета по МОУ « Баргузинская СОШ»
от 25 августа 2010 года.
Присутствовали: педагогический коллектив школы
Повестка.
«ФГОС. Структура. Содержание. Требования. Состояние готовности школы к переходу на новые стандарты»
1.Введение в школе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ( директор школы Колесникова В.А.)
2.Информация о стандартах второго поколения:
-система оценки;
- фундаментальное ядро;
- три группы требований ( заместитель директора по УВР Молчанова Г.В. -Понятие образовательных потребностях. Образовательные потребности государства, обучающихся и их родителей. Особенности первой ступени общего образования (Усынина Г.О., учитель начальной школы) - Планируемые результаты начального общего образования. (Тришина И.А., учитель начальной школы)
- Принципы формирования образовательной программы. Учет образовательных потребностей в образовательной программе. (Цивилева Л.А., учитель начальной школы)
- Понятие учебного (образовательного) плана. Примерные программы по предметам. (Зверькова Е.А., заместитель директора по УВР)
3. Требования. Состояние готовности школы к переходу на новые стандарты. ( Колесникова В.А., директор школы)
4. Внеурочная деятельность (Цыденова Ж.В., зам. директора по ВР)
5. Принятие решения.
По-первому вопросу заслушали Колесникову В.А., директора школы, она рассказала, что наше образовательное учреждение выбрано в качестве региональной экспериментальной площадки по введению ФГОС НОО, зачитала приказ Министерства образования и науки Республики Бурятия №1561 от 18.06.2010 года и приказ по школе № 27 от 18. 08. 2010г. Валентина Ананьевна пояснила, что выбор МОУ « Баргузинская СОШ» на участие в апробации введения ФГОС НОО не случаен. Школа практически по всем критериям соответствует требованиям к участникам апробации: является базовой, опорной школой, работающей в инновационном режиме по различным направлениям деятельности школы, достаточно материально оснащена, имеет компетентный квалифицированный кадровый состав. Школа имеет хорошее материально-техническое оснащение (это и обеспечение учебниками, литературой, наглядными пособиями, электронным и информационным оборудованием), хорошую методическую базу, все учителя начальной школы имеют высшую и первую квалификационную категорию. Члены педсовета обсудили данный вопрос и решили, что наша школа готова к введению Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования (в двух 1-ых классах)
Далее завуч школы и учителя начальной школы познакомили педколлектив с основными направлениями ФГОС. Галина Владимировна отметила основные особенности системы оценки:
-оценка предметных, метапредметных, личностных результатов;
-содержательная и критериальная основа – планируемые результаты;
-оценка методом «сложения»; уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов;
-оценка способности решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;
-сочетание внутренней и внешней оценки;
-накопительная система оценки индивидуальных достижений;
-использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само- и взаимооценки и др.)
-использование персонифицированной и неперсонифицированной информации;
-интерпретация результатов на основе контекстной информации
Для внедрения новой системы оценки образовательных результатов необходимо:
1. Разработка и утверждение инструктивно-методических документов и материалов, регламентирующих внедрение новой системы оценки образовательных результатов
2.Разработка методических рекомендаций по введению новой системы оценки образовательных результатов с учетом региональных особенностей и вариативных учебных программ, используемых в образовательных учреждениях.
3. Разработка программы повышения квалификации педагогических кадров
4. Разработка инструментария для проведения независимой (внешней) и итоговой (внутренней) оценки на региональном уровне
Фундаментальное ядро содержания общего образования отражает представления современной науки, включающей как собственно деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе современной научной картины мира.
Функция Фундаментального ядра может быть определена как выявление таких элементов научного знания, культуры и функциональной грамотности, без освоения или знакомства с которыми уровень общего образования, достигаемый выпускником российской школы начала XXI столетия, не может быть признан достаточным для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития.
Для реализации этой функции Фундаментального ядра содержания общего образования в нем фиксируются основополагающие элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, как общенаучные, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы
Сегодня стандарты первого поколения выполнили задачу сохранения единого базового ядра образования.
Стандарты второго поколения делают существенный шаг вперед в модернизации российского образования.
Сделана попытка устранить ряд противоречий, касающихся распределения учебного времени по предметам.
«Фундаментальное ядро», состоящее из базовых дисциплин, призвано определить тот объем знаний, без понимания которых современный человек не может считаться образованным.
Новые стандарты выдвигают развитие личности и компетентностный подход на первый план. Образование озабочено не только тем, чтобы «накормить» ребенка, сколько тем, чтобы научить его «готовить пищу».
Обозначены три группы требований:
1) к структуре и содержанию БОП,
2) к результатам его освоения,
3) к условиям реализации образовательных программ.
Ведущим документом этих требований выступают «Требования к результатам освоения образовательных программ», которые представляют собой своеобразный заказ общества и государства системы образования.
Требования к результатам:
- умение учиться, компетентности;
- разные результаты для разных ступеней;
- опора на закономерности возрастного развития, передовую науку;
К структуре:
- вариативная часть,- выбор занятий учениками,
- «неаудиторная занятость».
К условиям:
- механизмы достижения нового качества;
- предоставляемые новые возможности,
- стимулирование обновления и эффективности;
- привлечение талантливых педагогов.
Далее знакомство со стандартами нового поколения продолжила учитель начальных классов Усынина Г.О.по вопросу образовательных потребностей. Образовательные потребности государства, обучающихся и их родителей
Образовательные потребности относятся к социологическим потребностям и означают нужду человека или государства в образовании для реализации собственного потенциала и внутреннего и внешнего развития. Система образования имеет своей целью: удовлетворить образовательные потребности личности, ответить на заказ экономики и социальной сферы, обеспечить развитие высшего образования, создать условия для наиболее полной реализации возможностей работников образования. Основные факторы, влияющие на направление потребностей: социально-экономические условия, политическая ситуация, глобализация, внутренние потребности.
Следует отметить, что особая сложность состоит в отражении образовательных потребностей в социальном заказе системе образования. Очевидно, что система образования в «идеальном варианте» должна обеспечивать:
· отдельной личности – условия самореализации, при этом как через получение образования, «заказанного» государством или обществом, так и через формирование собственной образовательной траектории (естественно, результат получения такого «индивидуального» образования не должен накладывать никаких обязательств на государство и общество; соответственно, финансирование получения такого образования является личным делом каждого, при возможном привлечении образовательного кредита);
· обществу – возможность формирования программ подготовки, соответствующих определенному уровню образования, с фиксацией этого уровня и условий его достижения конкретным учащимся, но без финансовых обязательств со стороны государства (включая возможность реализации таких программ в существующих или специально организованных учебных заведениях);
· государству – возможность подготовки специалистов определенных квалификаций в количестве, обеспечивающем потребности государства для исполнения возложенных на него обществом обязанностей.
Корнюшина Н.В.познакомила с планируемыми результатами начального общего образования Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
установка на здоровый образ жизни;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть общим приемом решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Корнюшина Н.В.. рассказала о принципах формирования образовательной программы. Учет образовательных потребностей в образовательной программе.
С 1 сентября 2011 года на территории Российской Федерации вступит в силу федеральный государственный образовательный стандарт для начальной школы, существенно отличающийся от действующего ранее.
Потребность в совершенствовании образовательных стандартов возникает не только в России, но и во всем мире. Уже в середине 70-х годов прошлого века стало ясно: содержание образования обновляется значительно медленнее, чем технологии. Чтобы обучить детей чему-то новому, необходимо разработать новые методики и пособия, научить учителей, как ими пользоваться и как организовывать учебный процесс. На все это требуется время. Но жизнь не стоит на месте, цивилизация развивается, и наступает момент, когда современное вчера сегодня становится устаревшим, и опять надо внедрять что-то новое. Поэтому в настоящий момент перед школой стоит задача обеспечения не только и не столько получения детьми знаний, сколько умения использовать полученные знания для приобретения новых.
Ориентация образовательного стандарта на результат делает главной целью образования развитие личности обучающегося на основе освоения различных способов действий, формирование у него умения ориентироваться в больших объемах информации, ставить образовательные цели, оценивать полученный результат, а в конечном итоге – умения учиться.
И самое главное – стандарты должны научить школьника пользоваться знаниями, учиться, ведь теперь школьного багажа на всю жизнь не хватает – нужно переучиваться, доучиваться, уметь добывать знания самостоятельно.
Кроме того, новые стандарты координируют систему требований в школах и вузах, обеспечивая выпускникам возможность конкурировать на равных, в каких бы образовательных учреждениях они не учились.
Значимость нового стандарта для родителей в том, что с его введением они впервые в истории отечественного образования получают возможность непосредственно влиять на образовательный процесс.
В стандарте зафиксированы специальные полномочия участников образовательного процесса, которые, в частности, дают родителям обучающихся право совместно со школой и общественностью определять до 20% содержания образования в начальной школе в соответствии с потребностями детей (при переходе на основную и старшую ступени этот показатель увеличивается).
Речь идет о закрепленном законодательно праве родителей на участие в управлении школой и формировании содержания образования.
В Конституции (ст. 43) и в Семейном Кодексе (ст. 63, 64) говорится о том, что родители «имеют преимущественное право на воспитание своих детей». Более того, там же сказано, что, «являясь представителями детей, родители обязаны защищать их права и законные интересы».
Это означает, что именно родители определяют, где, как и по каким учебным программам (разумеется, соответствующим федеральному государственному образовательному стандарту) будут учиться их дети. Так, например, если есть несколько учебных пособий по предмету, родители имеют право получить объяснения, почему учитель выбрал именно это пособие.
Для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся разрабатывается основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, с учётом типа и вида этого образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. В соответствии с требованиями стандарта разработка образовательным учреждением основной образовательной программы начального общего образования осуществляется самостоятельно с привлечением органов самоуправления (совет образовательного учреждения, попечительский совет, управляющий совет и др.), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением
Содержание основной образовательной программы начального общего образования формируется с учётом территориальных, социокультурных, экономико-финансовых и иных условий и особенностей территории, на которой расположена школа.
Личностные, семейные, общественные, государственные потребности и возможности ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальные особенности его развития и состояния здоровья определяют целевые установки, знания, умения, навыки и компетенции, обеспечение достижения которых и является целью реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Зверькова Е.А.. рассказала о понятии учебного (образовательного) плана, о примерных программах по предметам.
Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный (образовательный) план (далее – учебный план) образовательного учреждения, который определяет максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам.
В ходе освоения образовательной программы при реализации учебного плана на первой ступени общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе:
¨ закладывается основа формирования учебной деятельности ребёнка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
¨ формируются универсальные учебные действия;
¨ развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Содержание образования в начальной школе реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому учебному предмету.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Обязательная часть базисного учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов для реализации во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Образовательное учреждение по своему усмотрению использует учебное время данной части на различные виды деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т.д.).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть, может быть использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части, и/или на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся. В данную часть входит и внеурочная деятельность.
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Школа должна предоставить обучающимся широкий спектр направлений, занятий, видов деятельности, направленных на их развитие. Содержание занятий в рамках внеурочной деятельности формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Внеурочная деятельность реализуется через различные формы её организации, отличные от урочной системы обучения. Это могут быть экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики и т.д.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением желательно использовать возможности учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности может использоваться потенциал специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ и т.п.
Для развития одарённых и талантливых детей могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых будут формироваться индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Кроме того, в рамках внеучебной занятости школьников может быть организовано дистанционное образование.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.
Цыденова Ж.В. сказала, что в целях планового перехода к реализации Президентской инициативы "Наша новая школа", направленной на введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в общеобразовательных учреждениях, МОУ « Баргузинская СОШ» была определена пилотной площадкой по введению новых ФГОС начального общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника начальной школы"):
-любящий свой народ, свой край и свою Родину;
-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
-любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
-владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
-готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; -доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
-выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Координатором введения новых образовательных стандартов в начальной школе является Молчанова Г.В. заместитель директора по УВР, которая отвечает за организацию учебно-воспитательного процесса в 1-х классах (составление расписания, контроль за посещаемостью, ведение документации по педагогам, задействованным в эксперименте). Опыт, который мы имеем - современные технологии в обучении и воспитании, используемые в начальной школе:
- ИКТ в образовательном процессе
- здоровьесберегающие технологии
- технологии проектирования и исследования
- игровые формы
- деятельностный подход
- компетентностный подход
- личностно-ориентированный подход в обучении –
- взаимодействие с социальными партнерами;
- новая система оплаты труда.
Назначена рабочая группа по введению ФГОС начального общего образования .
Подготовка к переходу на ФГОС НОО в МОУ « Баргузинская СОШ»
1. Изучение нормативно - правовой базы федерального, регионального уровней по внедрению ФГОС НОО.
2. Формирование рабочей группы по введению ФГОС НОО в МОУ « Баргузинская СОШ»
3. Составление основной образовательной программы.
4. Создание программы экспериментальной работы, плана внутришкольного повышения квалификации.
5. Внесение дополнений в должностные инструкции в соответствии с требованиями к кадровому обеспечению реализации ФГОС НОО.
6. Анализ условий на соответствие требованиям ФГОС НОО.
7. Включение в Программу развития школы раздела "Внедрение ФГОС НОО".
8. Информирование родителей всех ступеней о подготовке к переходу на новые стандарты
Далее Молчанова Г.В. продолжила выступление .Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность. Начиная с конца 1980-х гг., постепенно нарастает неудовлетворенность общества образовательными результатами, полученными в процессе школьного образования, их неадекватностью современным требованиям и ожиданиям. И это было обусловлено устаревшей направленностью системы школьного образования на формирование в основном узкопредметных образовательных результатов и репродуктивным характером образовательного процесса. Между тем в большинстве развитых стран результаты школьного образования к этому времени связывались, прежде всего с развитием личности обучаемых. Нельзя сказать, что задача личностного развития ребенка не была в центре внимания отечественной школы. Однако настоящими ориентирами школьного образования оставались конкретные знания и умения по отдельным учебным предметам. В связи с этим назрела необходимость создания Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, который с 2010-2011 года вводится в начальной школе в порядке эксперимента. ФГОС – принципиально новый для отечественной школы документ, который ориентирует на достижение не только предметных образовательных результатов, но прежде всего на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Принципиально важным является «признание решающей роли содержания образования и способов организации учебной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития учащихся».
Для успешного внедрения новых образовательных стандартов нужны высококвалифицированные кадры, прошедшие специальную подготовку. Кроме этого, необходима организация систематического методического сопровождения внедрения ФГОС, чтобы учителя смогли овладеть всеми нововведениями в учебно-образовательном процессе и овладеть всеми компетенциями, которые необходимы для эффективного внедрения новых стандартов. Эту цель и преследует данная программа. Реализация Программы предполагает использование активных и интерактивных форм и методов обучения, разрешение проблемных ситуаций, дистанционное общение, трансляция опыта, консультирование.
В условиях перехода на ФГОС всем участникам образовательного пространства необходимо сопровождение в различных направлениях:
1. Нормативно-правовое сопровождение.
2. Инструментальное сопровождение (разработка методических рекомендаций на региональном уровне по разработке ООП НОО, учебных программ, представление и анализ учебников и ЭОР (ЦОР), учебное оборудование и пр.).
3. Организационное сопровождение (организация взаимодействия учреждений общего образования с учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, здравоохранения и др.).
4. Методическое сопровождение (педагогические технологии, учебные модули, порталы, рекомендации по проектированию учебного процесса).
5. Информационное сопровождение (информирование общественности о подготовке к введению ФГОС через СМИ).
При этом главным результатом сопровождения педагогов в освоении нового стандарта являются:
- динамика личностного развития педагогов, показателем которой является положительное самоопределение, мотивационная готовность к реализации нового ФГОС;
- достаточная сформированность базовых компетентностей и функциональной грамотности педагогов, проявляющиеся в технологической готовности к реализации нового стандарта, а именно: в проектировании, организации и реализации образовательного процесса, направленного на достижение планируемых результатов обучающихся в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Основное назначение программы как управленческого документа заключается в разработке целостной системы действий с четко определенными и понятными для всех результатами, с учетом ресурсного: материально-технического и кадрового обеспечения. Этот документ, включает в себя аналитико-прогностическое обоснование состояния системы образования, стратегию и план мероприятий по переходу на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.
Содержание программы базируется на следующей нормативно – правовой базе:
- Конституция РФ ст. 43.
- Федеральный закон «Об образовании» ст.7, ст. 9.
- Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г . № 142 «Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов"
- Приказ министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 17785)
- Приказ Министерства образования, науки Республики Бурятия от 31. 08. 2010 № 1381 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях, расположенных на территории области.
Цыденова Ж.В.,
зам.директора по ВР сказала, что впервые
в базисный план включена внеучебная деятельность, на которую отводится по 10
часов в каждом классе. Внеучебная деятельность школьников – понятие,
объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых
возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
В Базисном учебном плане образовательных учреждений РФ выделены основные
направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное,
художественно-эстетическое, образовательное, патриотическое,
общественно-полезное, проектная деятельность. Общеобразовательное учреждение
имеет право выбирать любые предложенные направления.
Мы, как участники эксперимента по апробации федеральных государственных
образовательных стандартов второго поколения, предлагаем учителям, которым
предстоит работать по новым образовательным стандартам как можно шире
использовать во внеучебной работе возможности дополнительного образования,
районные библиотеки, музеи, дом культуры, спортивные и игровые площадки, дом
творчества, ДСШ, школу Искусств.
Внеурочные работы могут проводиться в учебном кабинете, на природе, в живом
уголке; они включают проведение опытов, наблюдений, экскурсий.
В настоящее время в соответствии с требованиями образовательного стандарта и
базисным учебным планом, в содержание внеучебной деятельности учащихся
значительное внимание должно уделяться проектной исследовательской деятельности.
Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предназначенных для
достижения определенной цели в течение заданного времени в рамках имеющихся
возможностей.
Проектная деятельность способствует формированию общеучебных компетентностей:
информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в
активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную
проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения
проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность. Цель работы над проектом
в начальной школе: реализация детьми своих способностей и потенциала личности.
В младшем школьном возрасте происходит становление основ гражданской
идентичности и мировоззрения. Самооценка приобретает черты адекватности и
рефлексивности. Моральное развитие учащихся начальной школы связано с освоением
моральных норм и с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками,
общением и межличностными отношениями. Результатом развития общения и форм
учебного сотрудничества является рост социальной и коммуникативной
компетентности ребенка.
Все это определяет основные характеристики стандарта, которые являются наиболее
важными для данного возрастного этапа и составляют фундамент образования
младшего школьника, становления его индивидуальности и формирования его
способностей.
Выступили учителя школы, специалисты дополнительного образования, которые одобрили стандарты нового поколения и предложили ввести ФГОСНОО в 1»а» и 1 «б» классах с 01.09.2010года.
Решение:
1.Ввести с 01.09.2010 года ФГОС НОО в 1 классах «а» и«б» ( учителя Цивилева Л.А. и Тришина И.А.)
2.Рекомендовать директору школы внести в Устав школы необходимые изменения в части, касающейся реализации образовательной программы, связанной с введением ФГОС.
3. Утвердить Дорожную карту введения ФГОС
4 Утвердить состав предложенной рабочей группы
5. Создать Совет в предложенном виде по введению ФГОС
6..Поручить рабочей группе до 30 августа 2010 года разработать:
-проект Договора о предоставлении начального общего образования,
-Проект программы «Основная образовательная программа начального общего образования на 2010-2014 годы»,
-Проект должностных инструкций учителя начальных классов, социального педагога, заместителя директора по инновационно-методической работе,
- проект программ : «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования на 2010 -14 год»,
- «Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в аспекте содержания ФГОС в условиях реализации проекта на 2010-14 год»,
- « Воспитание и социализация обучающихся начальной школы в условиях реализации проекта» на 2010-14 год».
- Положения:
-«О рабочей группе по введению ФГОС», «О Совете по введению ФГОС»,
-« О системе оценке, формах и порядке проведения промежуточной аттестации»,
--План методической работы по сопровождению ФГОС,
6. Рекомендовать директору школы издать приказ о выполнении следующих мероприятий:
-Цивилевой Л.А. и Тришиной И.А. провести диагностику среди родителей и детей выявления социального заказа и в соответствии с этим предоставить дополнительное образование из часов внеурочной занятости.
-Молчановой Г.В.. провести все организационные работы по созданию условий для учащихся 1 класса, обучающихся по ФГОС НОО.
-Зверьковой Е.А.. внести изменения в организацию учебно-воспитательного процесса,
- Цыденовой Ж.В. составить график повышения квалификации педагогов для реализации ФГОС НОО.
Председатель Колесникова В.А Секретарь Зарубина Г.А.