Социальный
педагог - Алексеева Татьяна Александровна
Профессиональная деятельность
социального педагога.
Название специалиста «социальный педагог» является производным от слова
«педагог», но вместе с тем профессиональная деятельность этих специалистов
имеет ряд существенных отличий. Миссия социального педагога состоит в
обеспечении интеграции ребенка, находящегося в процессе социализации, в
динамично развивающееся общество. Социальный педагог осуществляет
координацию усилий педагогического коллектива по реализации
социально-педагогической функции в деятельности современного
образовательного учреждения, являясь специалистом по воспитанию детей и
подростков, имеющих те или иные проблемы социальной жизни. Социальный
педагог выступает для своих воспитанников в различных, профессиональных
ролях: в качестве посредника между растущей личностью и различными службами,
организациями и учреждениями; в качестве защитника интересов и прав ребенка;
в качестве организатора совместной деятельности взрослых и детей по
педагогизации среды; в качестве наставника, осуществляющего социальную
поддержку социального становления детей и подростков, находящихся в сложных
жизненных обстоятельствах; в качестве исследователя проблем социального
развития детей. Деятельность социального педагога является важным
компонентом воспитательной системы образовательного учреждения, основным
средством организации индивидуального подхода в воспитании детей и
подростков, имеющих те или иные проблемы в социальном развитии. Социальный
педагог является субъектом (носителем) социально-педагогической
деятельности, объектом которой является двусторонний
социально-педагогический процесс: процесс социального становления личности и
процесс создания педагогически целесообразной среды.
Профессии «социальный
работник», «социальный педагог» и «специалист по социальной работе»
официально зарегистрированы в российских государственных документах в марте
– апреле 1991 году и созданы для решения социальных проблем человека и
общества.
Главной сферой деятельности
социального педагога является социум (сфера ближайшего окружения личности,
сфера человеческих отношений). При этом приоритетной (особенно в современных
условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по
месту жительства. Социальный педагог работает с детьми, их семьями,
семейно-соседским окружением и цель его деятельности – организация
профилактической, социально-значимой деятельности детей и взрослых в
социуме.
В задачи практической
деятельности социального педагога входит:
-
организует воспитательную
работу в классе, группе, общежитии, на курсе, потоке, во взводе
образовательных учреждений, направленную на формирование общей культуры
личности, адаптацию личности к жизни в обществе, уважение к окружающей
природе;
-
изучает
психолого-педагогические особенности личности и её микросреды, условия
жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы,
конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает
социальную помощь и поддержку обучающимся и воспитанникам;
-
выступает посредником
между личностью и образовательным учреждением, семьёй, средой, органами
власти;
-
способствует реализации
прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки,
обеспечению охраны их жизни и здоровья;
-
создаёт условия для
развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во
внеурочное время;
-
взаимодействует с
учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных
служб, семейных и молодёжных служб занятости и других служб в оказании
помощи обучающимся, детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, детям с
ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в
экстремальные ситуации;
-
участвует в разработке,
утверждении и реализации образовательных программ учреждения, несёт
ответственность за качество их выполнения в пределах своей компетенции.
Рекомендации родителям на каждый день
1. Когда вы браните ребенка,
не употребляйте выражений: «Ты всегда»,
«Ты вообще», «Вечно ты». Ваш
ребенок всегда и вообще хорош, он лишь
сегодня что – то сделал не
так, об этом скажите ему.
2. Не расставайтесь с ребенком
в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по
своим делам.
3. Старайтесь, чтобы ребенок
был привязан к дому, возвращаясь домой, не
забывайте сказать: «А все –
таки, как хорошо у нас дома».
4. Наши разговоры с детьми
нередко бедны, поэтому каждый день читайте
с детьми вслух (даже с
подростками) хорошую книгу, это сильно обогатит
ваше духовное общение.
Рекомендации классным руководителям в работе с «трудными» подростками
1. Ясно сформулировать
взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов
деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них.
Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех
случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить,
чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.
2. В конфликтных ситуациях не
стараться одержать победу любой ценой – мы тоже имеем право менять взгляды,
мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
3. Действовать только
тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя
тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения
высказать свое мнение, вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины
неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его
рассуждений, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс,
обеспечивая необходимыми источниками.
10 заповедей для родителей
1. Не жди, что твой ребенок
будет таким, как ты или таким, как ты хочешь.
Помоги ему стать не тобой, а
собой.
2. He требуй от ребенка платы
за все, что ты для него сделал. Ты дал ему
жизнь, как он может
отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот -
третьему, и это необратимый
закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои
обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб.
Ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам
свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь
уверен, ему она тяжела не
меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у
него нет опыта
5. Не унижай!
Информация о помощи детям,
находящихся в трудной жизненной
ситуации.
© Баргузинская Средняя Общеобразовательная
Школа, 2006 год e-mail