Бодров Валерий Михайлович.
Бодров Валерий Михайлович родился 28 июня 1925 года в с. Читкан в семье служащего. его отец- Михаил Михайлович- участник Гражданской войны, партизан, воевал в отряде Морозова, был ранен. Мама- Дарья Константиновна- крестьянка, родила и вырастила пятерых сыновей. В 1933 г. Валерий Михайлович поступил в Баргузинскую школу и учился до 1942 г. В конце 1942 г. из 10 класса был призван в действующую армию. Зимой, с группой своих одноклассников и товарищей, пешком от дверей Баргузинского РВК уходит на призывной пункт в г. Улан- Удэ. Окончил Забайкальское военное училище и был отправлен на фронт. На фронтах Великой Отечественной воевало трое братьев Бодровых: старший Михаил погиб смертью храбрых на полях сражений в далекой Венгрии, Александр брал Кенигсберг- северо- восточную твердыню немцев. В действующей армии I фронта Валерий Михайлович находился вплоть до окончания войны. В боевых действиях участвовал на Украине, в Польше, в Германии. В боях был дважды ранен. За мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко- фашистскими захватчиками Валерий Михайлович Бодров награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, медалями "За отвагу", "За взятие Берлина", "За победу над Германией", многими юбилейными медалями. Демобилизовался в 1947 году и вернулся в Баргузин. Вскоре уехал в Улан- Удэ учиться в Совпартшколе, одновременно поступил на заочное отделение педагогического института. В 1948 году его назначают вторым, затем первым секретарем Баргузинского райкома ВЛКСМ. Из райкома перешел на работу в Баргузинскую среднюю школу. В 1954 году заочно окончил историко- филологический факультет бурятского пединститута и был направлен на работу в Баргузинский райком партии заведующим отделом пропаганды и агитации, затем заведующим орготделом. С 1960 года Валерий Михайлович перешел на постоянную работу в Баргузинскую среднюю школу , где и работал до своего выхода на пенсию в 1990 году. Начинал работать учителем, затем завучем и директором школы. Преподавал историю и обществоведение.
За достигнутые успехи в учебно- воспитательной работе Валерию Михайловичу было присвоено звание "Заслуженный учитель школ Бурятии", делегат VIII съезда учителей Бурятии, Отличник народного просвещения, Ветеран труда, неоднократно награждался Почетными грамотами министерства образования СССР, РСФСР, Бурятии. За все годы работы вел активную пропагандистскую работу, долгие годы являлся депутатом Баргузинского поселкового совета, членом партбюро школы, членом президиума РК профсоюза. Имеет почетное звание "Персональный пенсионер Бурятии". В настоящее время Валерий Михайлович находится на пенсии.
В период его руководства школой за достигнутые успехи в учебно- воспитательной работе школа была награждена Почетными знаками ЦК КПСС, Совета министров СССР, ЦК ВЛКСМ и ВЦСПС.
Благодаря неустанному труду и заботам Валерия Михайловича Баргузинская школа всегда была на высоком уровне представлена среди других школ Республики. Базовая школа Бурятского педагогического института, школа передового педагогического опыта, ведущая школа по военно- спортивному воспитанию учащихся, лучший в Республике плодово- ягодный пришкольный участок, хорошие результаты обучения выпускников школы- во всем этом огромная заслуга Валерия Михайловича. Накопив огромный опыт руководства педагогическим и ученическим коллективами, Валерий Михайлович всегда считал, что главным в работе школы являются Ученик и Учитель.
Под его руководством было осуществлено строительство нового здания школы в 1972 году на 900 учащихся. Он явился инициатором и создателем первого в районе школьного исторического музея. Создавал и координировал работу школьного лесничества, которое считалось лучшим в Республике. Коллектив школы ежегодно добивался высокой успеваемости и общественной активности учащихся. Большое внимание уделялось комплексному подходу к обучению и воспитанию детей, развитию школьного самоуправления. Успешно осуществлялся Закон о всеобщем среднем образовании.
Большое внимание Валерий Михайлович уделял физкультурно- оздоровительной работе с детьми. Вместе с уителями- прекрасными преподавателями физической культуры, детьми и их родителями был построен собственный спортивный комплекс с футбольным полем, баскетбольной и волейбольной площадками. Силами учеников и преподавателей был построен типовой школьный тир.
В школе хорошо была поставлена военно- патриотическая работа. Личные встречи директора школы с молодым поколением, как ветерана войны и труда, а также непосредственное командование военно- спортивными играми "Зарница" и "Орленок" способствовали формированию глубоких патриотических качеств учащихся.
Много творчества было у Валерия Михайловича в развитии школьного самоуправления. в школе активно работал учком, комитет комсомола, пионерская дружина. все учащиеся были охвачены кружковой работой, общественными нагрузками. Работа в школе кипела с утра до ночи, летом и зимой. Активно работали школьные спортивные и предметные секции и факультативы, каждую неделю в школе проходили внеклассные мероприятия. Традиционно ежегодно проводился вечер встречи с выпускниками, слеты трудовых бригад, отличников и хорошистов учебы. Всей школой, несмотря на погоду, выходили на тропинку Робинзона, осенние и весенние кроссы.
Был достигнут высокий уровень в качестве работы. Традиционно наши ученики занимали призовые места на республиканских предметных олимпиадах. Ни одно школьное мероприятие районного или республиканского масштаба не обходилось без участия школы и ее директора. Валерий Михайлович всегда был и остается большим авторитетом для местного населения. Его знают и уважают и в Республике и в России. Огромное количество его выпускников всегда с благодарностью вспоминают своего учителя. Благодаря авторитету Валерия Михайловича школа всегда имела очень активных шефов и помощников среди руководства района и Республики. У него никогда не возникало трудностей с материальной обеспеченностью школы, оказанием помощи в ремонте школьных помещений, подготовке спортивных и художественных коллективов школы к поездкам, выступлениям. Достаточно было одного звонка директора школы по возникшей проблеме к соответствующему лицу- и проблема быстро решалась. При этом Валерий Михайлович никогда не давил своим авторитетом, никогда не повышал голоса, знал в лицо и по именам всё руководство Республики и многих районов, не говоря уже о своем родном или соседних районах. Добрый, внимательный, очень грамотный и эрудированный, он сумел собрать возле себя коллектив единомышленников, способных быть ему помощниками и друзьями. Все, кто когда- либо работал с Валерием Михайловичем, отмечал его высокую трудоспособность, восприимчивость к новому, некоторый авантюризм, риск, способность взять ответственность на себя. При этом ни один учитель, ни один ученик со своими проблемами и трудностями не был безразличен Валерию Михайловичу. Он умело подбирал свои кадры, помогал в становлении молодым педагогам, умел увидеть и развить в молодом учителе качества будущего руководителя, его отличительные способности. Сам прекрасный педагог, он учил и свой коллектив быть авторитетом у подрастающего поколения, грамотно и профессионально подготовленным.
Сегодня Валерий Михайлович, в возрасте 80 лет, живет у своего сына Сергея Валерьевича в деревне Зорино Баргузинского района. За последние годы у Валерия Михайловича пошатнулось здоровье- он стал плохо видеть, дают о себе знать военные ранения, напряженная педагогическая работа. 3 августа 1995 года ушла из жизни его верная спутница, помощница, жена Галина Георгиевна. Галина Георгиевна более 30 лет отдала педагогической работе. Вместе с Валерием Михайловичем, своим наставником и советчиком на педагогическом поприще, она работала в Баргузинской школе, преподавала математику. Они вырастили двух сыновей, дали им высшее образование. постепенно уходят из жизни его друзья, боевые соратники. Все это не могло не сказаться на здоровье ветерана войны и педагогического труда. Но Валерий Михайлович еще бодр и не теряет присутствия духа. Он всегда живо откликается на просьбы учеников и учителей своей родной школы, посещает её в праздники и будни. его всегда интересуют школьные дела и проблемы. Он готов поделиться советом и посильной помощью, привлечь к нуждам школы необходимых людей.