КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ.
1. Наше видение миссии школы.
Мы хотим построить школу равных возможностей (адаптивную).
Адаптивная школа - это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно- развивающем обучении. Исходя из этого, структура образовательного учреждения функционирует в рамках трех ступеней.
1 ступень - начальная школа
2 ступень - основная школа
3 ступень - средняя школа.
В течение нескольких лет педагогический коллектив знакомился, изучал и апробировал различные педагогические технологии. Для достижения новых целей образования школа выбрала статистическую идею- реализацию личностно- ориентированного образования.
Чтобы правильно организовать личностно- ориентированное образование учащихся, надо установить те условия и факторы, которые определяет процесс формирования личности человека. Этими условиями и факторами являются:
- природные задатки человека, определяющие возможности развития его личностных способностей и черт характера. Они могут быть ярко выраженными и очень незначительными. В процессе жизни, воспитания и самовоспитания эти задатки могут быть развиты в способности и таланты, а могут быть погублены неразумным воспитанием. При разумном воспитании добрые задатки укрепляются, развиваются, а дурные- сглаживаются. Главное воспитание должно быть направлено на развитие у каждого школьника силы воли для преодоления соблазнов и слабостей, таящихся в природе человека и окружающей среде.
- особенности семьи и ее отношение к ребенку.
Сейчас семейное воспитание переживает тяжелейший кризис, распространение преступности, пьянства, курения, огромное число разводов, приводят к тому, что значительное число детей не получают разумного семейного воспитания. Поэтому школа должна возмещать издержки семейного воспитания. Это одна из важнейших задач школы в современных условиях.
- социальная среда, в которой живет и развивается человек.
Это и среда непосредственного окружения человека и более широкая, которая оказывает на него воздействие опосредованно, через создание общественного мнения, шкалы ценностей, господствующих взглядов.
- воспитательное учреждение, в котором получает образование человек. От того, какое это учреждение, какие цели оно реализует, какова социальная среда, создаваемая в нем, каково его влияние на обучаемых и воспитуемых, решающим образом зависят особенности и характер формируемой личности учащегося.
Решение этой проблемы и определяет концепцию такого образования- мы выбираем для себя адаптивную модель школы, которая реализует личностно- ориентированную концепцию образования.
Система личностно- ориентированного образования в адаптивной школе должна состоять из следующих подсистем:
Система личностно- ориентированного обучения
1. Психолого- педагогическое сопровождение развития ребенка Психологическая служба
2. Классно- урочные занятия Программа
3. Занятия по выбору учащихся, факультативы, НОУ, профили, специальные курсы
Программа образования
4. Самообразование
5. Внеурочная работа школы Программа воспитания
6. Общешкольное ученическое соуправление и самоуправление.
7. Трудовая деятельность
8. Сохранение и укрепление здоровья школьников, социальная адаптация ребенка. Социальная служба
- более глубокое овладение техникой составления учебного плана школы, более оптимальное использование возможностей.
- В основу учебно- образовательного процесса педагогический коллектив закладывает следующие принципы:
- гуманизации управления, предполагающей индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса;
- демократизации управления школой и взаимоотношений учительского и ученического коллективов;
- преемственности в обучении, когда изучаемые понятия получат в дальнейшем свое развитие и обогащение;
Перспективы и ожидаемые результаты школы личностно ориентированного обучения
- Сложившаяся система работы школы позволяет, исходя из решения триады задач- вариативности, обеспечения дифференциации и гуманизации образовательного процесса при создании системы психолого- педагогического мониторинга,- перейти к реструктуризации учебно- воспитательного процесса и реорганизации системы управления.
- 1 ступень- начальная школа: традиционные программы и программы развивающего обучения- "Школа 2100" пропедевтические курсы"; "перспективная начальная школа"
- 2 ступень- основная школа (5- 9-е классы): расширение круга образовательных услуг за счет вариативной части- спецкурсов, факультативов, НОУ, групповых занятий с одаренными детьми, пропедевтических курсов.
- 3 ступень- средняя школа (10- 11 классы): от изучения предметов по выбору к профильному обучению: довузовская подготовка учащихся.
Этапы освоения и внедрения новой концепции развития школы.
- 1 этап (2002- 2003гг.)- составление программы развития школы: образовательных и воспитательных проектов; защита проектов, апробация и внедрение.
- 2 этап - (2003- 2005гг.) -практический- корректирование проектов, организация адаптивного учебно- воспитательного процесса.
- 3 этап - (2006- 2007гг.)- результативный- самоконтроль и экспертная оценка результатов обучения, воспитания и развития.
3. Модельное представление школы.
На протяжении нескольких лет в школе реализовывался личностно- ориентированный подход в обучении и воспитании, сложилась определенная модель работы образовательного учреждения:
В основу организации образовательного и инновационного процессов в нашей школе положен системно- деятельный подход, который:
- способствует раскрытию в каждом школьнике творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя;
- пробуждает деятельностное начало, пронизывающее все ступени обучения и все формы работы с детьми, которое позволяет строить образовательный процесс в форме диалога и творчески как для учителя, так и для ученика.
Образовательный процесс, ориентированный на подготовку личности к жизни в современном мире, характеризующемся нестабильностью, наличием проблем и проблемных ситуаций во всех потенциальных сферах деятельности выпускника школы, потребностью в усвоении быстро меняющихся знаний, должен обеспечить:
- А) мобильность выпускника школы, способность к самостоятельному освоению знаний, возможность развития в себе требуемых умений:
- Б) овладение поисковым, проблемным, исследовательским, продуктивным типами деятельности.
- Особенности и условия построения личностно ориентированной модели школы:
- Создание индивидуального облика школы - выявление оригинальности, особенности школы осуществляются на принципах объединения всего коллектива и постепенного включения его в увлеченную работу.
- Отношения учителей и учащихся строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества.
- Позицию учителя в учебном процессе определяет отказ от авторитаризма, принуждения и принижения личности ученика, поиск педагогических технологий, методов и техники работы учителя природосообразной, личностно- ориентированной, здоровьесберегающей направленности.
- Дифференциация и индивидуализация обучения достигается путем организации нетрадиционных уроков: модельных, эвристических, проблемных, дискуссионных, рефлексивных, а также практикумов, экскурсий, коллективной работы на уроке (парной, микрогрупповой, бригадной и т.д.)