Программа "Одаренные дети"
1 Концепция программы
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения , изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными детьми и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
В дальнейшем будем опираться на следующее определение одаренных детей:
имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные возможности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким уровнем умственного развития при прочих равных условиях( такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки( подростковый образ).
3. Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учебе, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами ( чаще всего встречаются в старшем школьном возрасте).
2 Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
3. Цели и задачи работы с одаренными детьми.
Выявление одаренных детей.
Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:
обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;
накопление библиотечного фонда по данному вопросу;
знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности.
Создание условий для оптимального развития одаренных детей на данный момент может быть еще не проявивщейся, а так же просто способных детей , в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи:
отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу.
3 Стратегия работы с одаренными детьми
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.
1этап- аналитический - при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности: учебной, художественной, физической и др.)
этот этап (1-4 год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.
Творческий потенциал ребёнка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности - в области художественного развития. В связи с этим целесообразно использовать часы вариативной части в обучении младших школьников на организацию творческих мастерских.
Творческие мастерские:
мастерская художественного слова ;
ремесленная мастерская ( прикладное искусство ) ;
музыкальная мастерская ( или музыкальный класс) ;
"В мире прекрасного" ( изобразительная деятельность) ;
мастерская здорового образа жизни ( девиз " В здоровом теле - здоровый дух").
Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах 2 и 3 ступени.
Второй этап - диагностический ( 5 - 9 классы) - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
Содержание работы с одарёнными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.
На втором этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
На этом этапе работы с одарёнными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы ( возможность организации таких групп представляется БУП): спецкурсы, миникурсы, "мозговые штурмы", ролевые тренинги, научно - практические работы, творческие зачёты, проектные задания и т. д.
Важным фактором, влияющим на развитие одарённых учащихся и на выявление скрытой одарённости и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой такой системы выступает "погружение в культуру", функциями системы являются обучение и воспитание.
Третий этап - этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.
Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого,, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально - адаптированной личности, а с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию условий для становления комплекса компетенций, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства. Исходя из этого формируются данные принципы и методология образовательного пространства старшей школе:
- индивидуализированные формы учебной деятельности (заочная школа при МФТИ, работа по индивидуальным программам, заочные курсы);
- выработка проектно-исследовательских навыков (проектная методика);
- самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего направления собственной деятельности (профильные классы);
- четко определенное с этической точки зрения коммуникативное поле.
5. Условия успешной работы с одаренными учащимися.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы ОУ.
Учитель должен быть:
- увлечен своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.
6. Формы работы с одаренными учащимися.
- творческие мастерские;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- спецкурсы;
- консультирование обучающихся в заочных школах при Вузах;
- участие в олимпиадах;
- развивающий час в рамках БУП;
- работа по индивидуальным планам;
- занятия в профильных классах;
- научно-исследовательские конференции.
При всех существующих трудностях сегодня открываются новые возможности для развития личности учащегося, и одаренной личности в частности.
Программа развития нашей школы предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути.